Приступая к практике Синъ И цюань, следует обратить особое внимание на 7 базовых аспектов данного направления боевых искусств.
1. Подвесить макушку, выпрямить шейные позвонки
В искусстве Синъ И цюань шейному отделу уделяется первостепенное значение, так как он поддерживает главный ориентир всего организма — голову. Для выпрямления шейных позвонков необходимо подвесить макушку, и стараться удерживать шею в таком положении в течение всей практики.
Несмотря на то, что движения в Синъ И цюань очень разнообразны, нужно постоянно сохранять макушечное натяжение и ни в коем случае не отклонять голову в стороны, назад или вперед.
В трактате по Синъ И цюань описанию правильного положения головы посвящается очень большая часть. Важно обращать внимание на то, что хотя в Синъ И цюань и требуется сохранять прямое положение шеи, как и в любой другой части тела, при выполнении движений Синъ И цюань в шейном отделе должны присутствовать определенная гибкость и тонус для сохранения возможности свободного поворота головы в разные стороны согласно ситуации.
Выражение лица должно быть естественным, расслабленным, но, опять же, должен присутствовать определенный тонус, внимание сконцентрировано, ротовая полость закрыта, зубы сомкнуты, язык упирается в верхнее нёбо, рот нельзя открывать, дыхание естественное.
Все это делается при соблюдении главного принципа Синъ И цюань — принципа естества, заключающегося в том, что нельзя насильно делать ни одно из вышеперечисленных движений.
2. Опустить плечи и локти
В Синъ И цюань очень важно соблюдать принцип опускания плеч и локтей, который заключается в том, что нужно расслабить плечевой пояс и локти. Локти надо слегка согнуть.
Одновременно с опусканием и расслаблением нужно стремиться слегка растянуть плечи так, чтобы натянулась верхняя часть тела для достижения сбалансированного состояния организма. Затем следует опустить дыхание в нижнюю часть живота и тем самым укрепить равновесие в ногах.
В Синъ И цюань при нанесении удара рукой рука не выпрямляется полностью в локтевом суставе, а локоть, будто под тяжестью, опускается вниз.Также очень важно не отводить локти от тела, точнее от ребер, во избежание расфокусировки силы.
Удары Синъ И этим и отличаются от ударов в других стилях. Они наносятся силой, исходящей из всего тела, а не только силой рук или ног.
3. Опустить кисть, округлить ладони и сомкнуть руки в кулаки
Система движений верхних конечностей искусства Синъ И цюань устроена следующим образом: кисть – конечная часть, локоть – соединяющая часть, плечи – коренная часть.
В Синъ И цюань при нанесении ударов ладонью, кроме некоторых особых случаев, требуется направление ладони вниз, при этом усилие идет одновременно и вперед, и вниз. Получаются как бы упирающее и давящее усилия, которые присутствуют одновременно.
Пальцы раскрыты, большой палец натягивается максимально наружу, соединительная перепонка между большим и указательным пальцами максимально натягивается, ладонь втягивается.
При нанесении удара кулаком рука сильно сжимается в кулак. Таким образом укрепляется сила кистей и предплечий. При правильном формировании кулака четыре пальца сжимаются естественно, большой палец кладется на указательный и средний пальцы. Нельзя во время нанесения удара кулаком сгибать кисть, при этом кентусы кулака должны слегка вытягиваться вперед, чтобы сила полностью дошла до кулака.
4. Вобрать грудь и выпрямить спину
Выпрямление спины, или точнее говоря – натяжение или округление спины, проходит в два этапа:
- Подвесить макушку, выпрямить шею и опустить поясницу.
Этим мы достигаем натяжение спины. - Опустить плечи и растянуть плечевые суставы.
Этим мы достигаем втягивания груди и округления спины в лопатках.
При этом очень важно избегать сгорбливания в спине, «округленная» спина – это не горбатая спина, нельзя путать эти две вещи.
Один из очень важных принципов в Синъ И цюань – это принцип гибкости и изменчивости, нельзя воспринимать понятия Синъ И цюань буквально, главное – понять их суть.
5. Опустить поясницу и выпрямить позвонки нижнего отдела
Движения в Синъ И цюань очень лаконичны и практичны. В данном виде боевых исскуств нет широкоамплитудных движений, типа прыжков, рывков вперед, нырков и т. д., поэтому так важна сильная спина, так как спина – это ствол, стержень нашего тела. Именно сильная спина дает начало всем движениям. Если спина слаба, то и в ударах не будет силы. Отсюда следует, что надо опускать поясницу, чтобы постоянно укреплять корень нашего тела – спину.
В трактате по Синъ И цюань сказано, что любые движения — наклоны спины вперед или назад — приводят к расфокусировке силы. Только при сильной спине, поставленной в правильное положение (как при натянутом для стрельбы луке), получится сильный, как выстрел, удар.
Но, опять же, важно понять, что при опускании и выпрямлении поясницы надо одновременно поддерживать гибкость и тонус в спине, чтобы движения получались ловкими и непринужденными.
6. Поднапрягать ягодицы и поднимать промежность
В Синъ И цюань требуется постоянное присутствие тонуса в ягодицах и подъем промежности. Это надо делать сознательно, и постоянно избегать раслабления в ягодицах.
В промежности должно присутствовать ощущение, как при удержании от позыва ходить в туалет. Таким образом поддерживается правильная позиция позвоночника и копчиковой кости, опускание дыхания в нижнюю часть живота, чтобы усилие из ягодиц достигало всех конечностей тела.
7. Расслабление и натяжение в тазобедренных суставах, небольшое сведение коленей внутрь, стопы цепляются за пол
В Синъ И цюань движения ног должны быть легкими, ловкими, шаги в основном идущие строго вперед и назад. При выполнении упражнений по Синъ И цюань соблюдаются принципы:
- быстрые руки
- легкие ноги
- по-кошачьи ловкая ходьба
- решительность в сердце
- пронзительный взгляд
- единые движения рук и ног
Только при соблюдении всех этих принципов движение будет правильным. Поэтому в Синъ И цюань все движения должны выполняться по средствам соединения всех частей тела, даже при выполнении самого простого движения. Например, шаг. Движение совершается не только ногами, а усилием из таза, идущим в бедра, далее от бедер в колени, от коленей в голени, а от голеней в стопы.
В столбовом стоянии очень важно слегка свести колени внутрь, а не раскрывать их наружу, и слегка согнуть ноги в коленных суставах. Полностью выпрямленные колени не позволяют ногам двигаться достаточно ловко. Слишком сильно согнутые ноги делают то же самое. Также очень важно вцепиться в пол пальцами ног. Так достигается объединенность и ловкость движений, и при этом не теряются устойчивость и равновесие движений.
Все аспекты, приведенные выше, имеют большое воздействие друг на друга. Обязательно надо рассматривать их как на целостную систему, а не как на отдельные части при выполнении. Столбовое стояние позволяет тонко ощутить все эти моменты.